ВЫЛЕЧИМ МУЖСКОЕ БЕССИЛИЕ ВСЕГО ЗА 7 РУБЛЕЙ
Виктор КОВАЛЬЧУК Газета “Сегодня”
Оригинал статьи
В Древнем Риме у входа в кабаки висели таблички с надписями,гласящими, что в этом заведении — лучшая гусиная печенка и самое прекрасное вино. У древних славян над базарными лавками вывешивались деревянные и кожаные изображения окороков или баранок. А реклама XIX века так мила, что ее изучение просто доставляет удовольствие.
Передо мной старые проспекты и рекламные газеты. Житомир, 1915 год: “Ресторан для независимых рабочих и мастеровых предлагает роскошные обеды на двоих и более. Можно в одиночестве. Комплекс угощений из красного борща со свежими молокопродуктами, котлеты из голубиного мяса с грибным соусом “Рошфор” и наш фирменный квас. Все это лишь за 80 копеек и подается свежим”. (Дорого? Рабочий на сахарном заводе Терещенко в то время получал около 150 рублей.) А вот объявление об открытии ресторана для офицеров пехотного полка: “…только здесь и только для Вас. Бефстрогановы и ростбифы с кровью, свежий картофель с поля и суп шампиньоновый, а также вина бельгийские и французские. Только для умных людей”. Каково?
“Господа курящие! Бросьте курить все табаки. Требуйте только табак фабрики “Илика”. Он совершенно безвредный, нежный и приятный”. “Часовой и ювелирный магазин Голуба предлагает обширный выбор бриллиантов и золотых изделий. Только одев бриллиантовое колье, вы постигнете прелесть превращения из бедного человека в богатого. Спешите — в магазине бывает перерыв”. Курляндский магазин Штеренберга предлагает обои лучших фабрик от 10 копеек за рулон и выше. А “…1-й житомирский ресторан трудовой артели официантов предлагает завтраки, обеды и ужины, приготовленные исключительно на сливочном масле. Кроме того: булки и калачи двадцати сортов, колбасы и мясные рулеты тридцати видов и наименований, вина и водочные товары не подлежат счету. Горячие и холодные блюда хорошо повлияют на ваше здоровье”.
Трудно поверить, что в таком маленьком губернском городке, как Житомир, было четыре роскошных оружейных магазина. Рекламный плакат магазина Михаила Мисюревича предлагал “грандиозный выбор охотничьих ружей Франкотта, Кетнера, Зауера и Пиппера, Лепаже и множества других русских, бельгийских фирм”. На Большой Бердичевской находился “розъскошнъй” магазин Карла Лейбенгарца, который мог снабдить, судя по рекламе в газете “…житомирян, жителей губернии, а также гостей города чудесной оптикой — фотоаппаратами Цейса, Герца и прочим”. А чулочная фабрика Вайсмана устраивала ежемесячные “чулочные недели”, где шла продажа носков и чулок высшей марки и качества оптом и в розницу. Модницы же имели возможность посетить все тридцать парфумных лавок и салонов моды, находящихся в центре города.
“Красота и здоровый вид нужны всем: верное средство для уничтожения экземы, лишаев, угрей, прыщей и веснушек, красных пятен и загара, а также других болезней кожи лица и тела. Крем “Олла” только от профессора Винтера. Цена крема в оригинальной тубе с пломбой 3 руб. 50 коп.” А крем “София” обещал прекрасным дамам “шок у мужчин от одного только запаха кожи после натирания этим чудодейственным бальзамом”. Банка стоила всего 75 копеек.
Когда пришла революция 1917 года, Житомир стал меняться. Толпы голодных и обозленных рабочих уходили на фронт или в банды, занимались нищенствованием или грабежами. В местной прессе продолжали выходить рекламные объявления, но уже иного содержания.
“Профессор Морнъ предлагает универсальное средство “Бленозоль” для лечения гонореи и триппера. Средство вылечит вас от вен. заболеваний, воспаления предстательной железы, мочевого пузыря и др. Стоимость — 4 руб. за упаковку”. Доктор Глез предлагал универсальное французское средство от мужского бессилия всего по 7 рублей за упаковку. “А препарат доктора де Веза вылечит ваш сифилис на любой его стадии”. Дальше шла реклама подписки на “независимую и свободную ежедневную газету “Солдатская мысль”, где любой революционный солдат будет свободно и безбоязненно высказывать
собственные мысли”, подписка на библиотеку “Солнце свободы”, “где вы вольно можете прочесть о падении царской власти, кровавой династии Романовых”. И многое другое. Новая власть вносила свои коррективы даже в рекламный бизнес. Исчезла витиеватая вязь в словах рекламных объявлений, роскошные дамы на рекламных листках сменились комсомолками на окнах “РОССТА”, а магазины уже не нуждались в рекламных объявлениях — все знали, что на прилавках нет ничего особенного. Долгие десятилетия единственной рекламой, которую мы видели, были щиты “Летайте самолетами Аэрофлота” и “Покупайте билеты “Спортлото”.