Житомирский художник и “Подвиг разведчика”

5 октября 2007 г., 11:41 | Zhitomiryanin | Print This Post
Рубрика: О людях

Мориц Уманский«Щорс», «Александр Пархоменко», «Подвиг разведчика» — в титрах этих популярнейших в свое время картин значится имя гениального художника, нашего земляка Морица Уманского.

Мориц Уманский родился в Житомире 8 марта 1907 года. В 1913 году его семья переехала в Киев. Здесь в тринадцатилетнем возрасте он начал трудовую деятельность в качестве суфлёра, а затем «дорос» до помощника режиссера.

В 1921 году он принял участие в городской школьной художественной выставке. Дебют на художественном поприще принес успех — его работы были отмечены премией. Чтобы сочетать любовь к театру с проявившимся в нём художественным талантом, в 1923 году Уманский поступил в Киевскую художественно-индустриальную школу.
Учёбу он продолжил в Киевском художественном институте, сочетая её с практической деятельностью. Прослышав о талантливом студенте, уже имевшем в своём творческом багаже успешные оформительские работы, театры наперебой приглашают Уманского.

Подвиг разведчикаА в начале 30-х годов ХХ века Уманского серьёзно увлек кинематограф. Для более глубокого ознакомления со спецификой нового для него жанра он поступает на третий курс режиссёрского факультета киноинститута (таковой действовал в Киеве в довоенное время). И уже через год Уманский пришёл работать на Киевскую студию художественных фильмов.

Здесь ему посчастливилось сотрудничать с Л.Луковым, И.Савченко, А.Столпером, Б.Барнетом (с ним М.Уманский создал упомянутый «Подвиг разведчика»). И, наконец, с Александром Довженко.

Дебютом Уманского в кино был фильм «Решающий старт», в котором он выступил не только как художник-постановшик, но и как помощник режиссёра.

Особое место в его творчестве занимает работа в фильме «Щорс».
Фильм ЩорсПолучив непосредственно от Сталина творческое задание создать фильм об «украинском Чапаеве», горячо увлечённый этим замыслом Довженко начал подбирать для его осуществления творческую команду с адекватным своему художественным видением. И в первую очередь ему были необходимы те, кто в соответствии с его режиссёрским видением смогли бы выстроить зрительный ряд. В результате длительного отбора Довженко остановился на двух кандидатурах — операторе-постановщике Екельчике и художнике Уманском.

Много и успешно Уманский работал и с кинорежиссёром Леонидом Луковым («Я люблю», «Александр Пархоменко», «Ночь над Белградом», «Мать», «Это было в Донбассе»).

С другими кинорежиссёрами в довоенное время Мориц Борисович создал картины «Роман Межгорья», «Как-то летом», «Строгий юноша».

Умер 19 декабря 1948 в Киеве.

Фильмография:

  • 1933 Люблю
  • 1936 Я люблю
  • 1939 Щорс
  • 1942 Александр Пархоменко
  • 1945 Это было в Донбассе
  • 1945 Непокорённые
  • 1947 Подвиг разведчика

По материалам статьи Виталия Ильевича “В титрах значился”
“Зеркало Недели”

Читайте также:
Житомирский след в Metropolitan Opera
Паганини фортепиано
О людях

bobrdobr.ru del.icio.us technorati.com linkstore.ru news2.ru google.com rumarkz.ru memori.ru moemesto.ru

Комментарии закрыты