Почти все десять классов я ходил в школу пешком. Сначала по 1 Мая можно было ездить на трамвае, но пешком получалось быстрее. Пока ждешь, неизвестно следующий трамвай в каком направлении будет ехать. На старых фото Житомира, где видны трамваи и трамвайные линии, кто-нибудь обратил внимание,что всего лишь одна пара рельс? Значит и туда и сюда надо было ехать по одним и тем-же рельсам. Скорее всего все трамвайные маршруты действовали по одному принципу - с разъездами. Трамвай проезжает перегон, въезжает на разъезд и ждет, пока другой трамвай не проедет в противоположном направлении. На 1 Мая было два разъезда в пределах прямой видимости. Мы использовали трамвайные рельсы более практично.
Уложив обрабатываемый предмет на рельсы и дождавшись трамвая, можно было плющить гвозди (получалось что-то вроде мини-ятагана), монеты (только “настоящие” монеты мы не плющили, все еще было много “дореформенных” монет) Или подкладывать под колеса пистоны или гильзы с серой от спичек. Только это уже было опасно-вагоновожатый внимательно смотрел на рельсы, и если замечал что-то подозрительное-останавливал трамвай. Вот сейчас просмотрел фото старого Житомира в интернете. Просто,чтобы припомнить, как выглядели трамваи на которых я ездил в школу. Были очень “душевные” вагончики. Почти все деревянное, дверь гармошкой, которую надо было закрывать вручную. Сиденья из лакированных деревянных реек. Кожаные петли с деревянными элементами для того,чтоб стоящим пассажирам было за что держаться. Только тарахтели эти вагоны сильно- все в них дребезжало. Уже с появлением интернета узнал,что более новые трамваи назывались “составом Гота”. Они тоже оставили след в памяти. Новенькие, с синими сиденьями из какого-то исскуственного материала в мелкий-мелкий рубчик (если провести ногтем-то чувствовалось) в отличие от родных первых троллейбусов с блестящими дерматиновыми сиденьями:)
Ну, а пешком было даже интересней. Около ликеро-водочного было видно, как со звоном двигались по конвейеру бутылки. Только вечером лучше всего было в этом месте перейти на другой тротуар. Во двор завода выпускали стадо злых собак и они лаяли и кидались на ограду. Хоть было ясно, что через забор не перепрыгнут все равно было неприятно.Зимой по дороге со школы можно было “задержаться” на горке. Между пожарной и музучилищем, на противоположной стороне улицы во дворе строили из досок горку. Со ступеньками. Наверное горка была довольно высокой,так как по льду можно было съехать метров на 15. Те, кто жили рядом, съезжали на санках, кто постарше на ногах. А мы на портфелях. Мне как раз купили новый ранец,только мне показалось неудобным съезжать на той стороне ранца где были ремни. Поэтому ездил на другой. После нескольких спусков увидел,что замки ранца напрочь исчезли. Отец после приделал новые, но раз я до сих пор эти замки помню, значит “отеческое внушение” было “серьезным”. Ну и еще на этой горке можно было “заработать”. В том месте, куда в разном виде доезжали спускающиеся с горки-в снегу можно было найти немало мелочи, что высыпалась из карманов.
Поначалу 1 Мая была вымощена булыжником. И дома, которые были выше двух этажей можно было пересчитать на пальцах одной руки. Вот как раз первым снесли именно угловой дом на Франко, что напротив бывшего музучилища. Когда уже всех выселили,и даже здание было наполовину разрушенным-мы исследовали его подвалы. Почему-то нам казалось, что именно в этих подвалах пытали подпольщиков и мы обязательно найдем где-то вкрученные в стену кольца и следы пыток. Так ничего не нашли, даже было вполне вероятным, что в этих подвалах жили обычные люди. А уже потом, когда все разрушили и завезли бетонные плиты для начала строительства, зимой мы там играли “в войну” (а мы наверное ни во, что другое и не играли тогда). Откуда-то мы раздобыли длинные колья, которые изображали копья, и бегали между штабелей плит захватывая чужие и защищая свои территории. Меня загнали на высокий около трех метров штабель плит и когда я увидел, что деваться мне некуда-начал вести мирные переговоры, стоя на краю штабеля.
Но враг оказался коварным, неожиданным толчком в грудь спихнул меня вниз. Упал я довольно мягко с этой высоты. Упал на спину, хорошо, что было много снега.Только недолго радовался. Кол, который я выпустил из рук в момент падения, немного побалансировав на краю и упал вслед за мной. Причем так удачно, что хлопнул меня точно по переносице. Орал я очень сильно, так сильно, что даже пацан, который меня столкнул, сбежал от страха домой (он жил точно напротив, на другом углу Франко). Наверное, он ждал что мои крики скоро затихнут, а после будут слышны сирены скорой помощи и милиции. В общем домой я вернулся с багрово-синим носом на пол лица и красивыми фиолетовыми фингалами под обоими глазами. Родители сильно допытывались, кто это так разукрасил их ребенка. Потом эти фингалы начали менять цвет и я стал еще красивее (вполне мог бы играть роль ребенка-вампира в массовке). На другой день отец добровольно пошел в школу выяснять отношения с обидчиком сына. Но тот скрылся в туалете. Кстати именно тот одноклассник, которому чуть не оторвали ухо…
Продолжение следует…
Автор Vladko
Читайте также:
Причуды памяти. Часть 1.
Причуды памяти. Часть 2.
Хотите поделиться своими воспоминаниями? Пишите нам!
Copyright © 2007-2008 “Интересный Житомир” При использовании материалов с данного блога, следует спросить разрешения у автора. Сделать это можно через форму обратной связи.
25 марта 2008 г. в 11:03
Кстати, собак на территорию Ликероводки там до сих пор выпускают! Прохожу там почти каждый день, лучше действительно переходить на другую сторону: один раз реально напугали две здоровые московские сторожевые. В заборе не уверен))