Мой отец ходил в мою школу всего несколько раз. Разбираться с обидчиком - это был второй. А первый раз родителей вызвали по поводу одного диктанта. Из диктанта помню только фразу - “…пионеры дружно отправились на речку..”. Скорее всего я был под впечатлением от фильма “Сказка о царе Салтане”, где “…в чешуе, как жар горя 33 богатыря”. Наверное, представил как пионеры рядами уходят под воду, и написал не “на”, а “в” речку. Все бы сошло, но я еще и случайно пропустил одну букву в другом слове, и получилось - “пионеры дружно оправились в речку”. Даже не понял из-за чего сыр-бор разгорелся. И издевательство над учителем и все такое. Дома мне объяснили разницу. И я добавил еще одно слово в мой словарик. “Отправились” и “оправились” - разные слова. Оказывается, всего одна буква меняет значение слова.
Как я уже говорил, в мое время школа выглядела по-другому. Рядом с ней была еще 14 школа, старое здание из желтого рассыпающегося кирпича. А двор нашей школы граничил с дворами домов, что были напротив “Детского мира”. Как раз по правую сторону спортплощадки было длинное не оштукатуренное одноэтажное здание. Школьные мастерские. Слева от центрального входа - столярные, справа - слесарные. Причем здание выглядело более старым чем школа. Вот как раз вдоль этого здания, в сторону “Детского мира” были огороды. Почему-то они были как-бы во впадине. В каком-то году, или снега было очень много, или его туда свозили?
Весной все эти огороды превратились в довольно таки большой пруд. На переменах мы там устраивали “морские бои” на плотах из досок. Глубина была всего около полуметра, но плавать было можно. А после в этом пруду развелось великое множество головастиков. Их можно было ловить чем угодно, столько их было много. Мы набирали в банку головастиков и по дороге домой “варили” их в струе пара, что шла из трубы в стене котельной. Котельная эта все еще на месте, приблизительно в глубине того двора, где была горка. Сейчас там какой-то банк. Я просто рассматриваю город на wikimapia.org, тень трубы котельной видно. Рассматривая город сверху ,сейчас даже не могу с точностью вспомнить, когда снесли или построили что-то. Может из-за того, что строили в основном летом, а нас тогда не было в городе. Или из-за того что время стройки совпало с “гормональной перестройкой” организма и тогда были “другие интересы”.
Еще на самые первые летние каникулы нам была дана задача читать каждый день “не менее страницы” текста. Сначала я пробовал, но получалось трудно,так как были более интересные занятия вроде рыбалки. А после почти полностью срубил себе ноготь на большом пальце правой руки трофейным дедушкиным ножом. Из-за вынужденного безделья стал читать сначала страничку, потом пять. И как-то вдруг сразу черные значки букв на бумаге превратились в слова и мысли. Первой книгой был “Робинзон Крузо”, а дальше пошло-поехало. Помню как второй класс начал без ногтя на пальце писать было неудобно. Но ноготь постепенно вырос, зато главное - я стал читать!
В третьем классе нас коллективно повели в библиотеку дворца пионеров записывать. Дворец пионеров тогда совсем не был там,где сейчас. А был во втором от угла доме после гастронома на Михайловской. С колоннами и лестницей внутри. А там, где сейчас дворец пионеров был райком ВЛКСМ, или ЛКСМУ. Там меня принимали в пионеры. В первый раз не приняли и было очень обидно. В библиотеке с каждым из нас индивидуально вела беседу библиотекарь, чтобы выяснить интересы. На вопрос, книги каких авторов я читал и что мне нравится, я перечислил Стивенсона, Жюля Верна, Беляева и Твена. Библиотекарша повздыхала и вручила мне тонкую, но тяжелую книгу в твердой тисненой обложке “Апрель” Веры Инбер. Дальше первой страницы я не продвинулся.
Может именно эта книга на всю жизнь определила мое отношение к поэзии. Второй раз я в эту библиотеку не пошел, так как знал, на что могу рассчитывать. И книгу не вернул. Класса до седьмого все собирался “идти сдаваться” и ждал милиционера перед дверью дома. А потом прошло, только каждый раз, когда мне попадалась эта книга я вспоминал обстоятельства, как она оказалась в нашем доме. Дома, благодаря отцу, у нас была неплохая библиотека. Но в детстве многие книги брал читать у соседа по Довженко.Через несколько домов от нас жила классическая интеллигентная еврейская семья. Даже не знаю, кем они были. Вот у них книгами были заставлены все стены. Но я читал книги только “с нижней полки”, там были издания “Мира приключений” начиная с тридцатых годов. Да и вообще много книг, которые может больше и не переиздавались. Сейчас было бы интересно посмотреть, а что было на верхних полках? После их куда-то отселили и кроме фамилии я ничего не помню. Именно на их доме была угловая светящаяся табличка с номером дома и названием улицы-”Провиантская”. Вроде бы даже “старым стилем”, хотя, что можно написать “по-старому” в этом слове? Может просто мне кажется.
Я почему вспомнил о этой семье. Просто рядом жили обычные “гегемоны”, у которых кроме отрывного календаря и стопки нарезанных газет в туалете, никаких печатных материалов не было. И жили даже очень хорошо. Без проблем. Все-таки жаль, что память не “выдает на гора” все что нам хотелось бы. Или просто не дошла очередь, как в регистре сдвига. Из рассказов моего отца помню “городские легенды”, упоминаний о которых пока не встречал. О скульптуре Сталина и Ленина “на лавочке” в парке. После 20 съезда скульптура в одночасье исчезла “под покровом темноты”. Или о том,что при строительстве собора на площади применена “нестандартная технология”. Камни в цоколе скреплены не цементом или известью, а просто держатся тяжестью постройки. Между камнями проложены листы свинца, которые заполняют все неровности. Вроде это точно, только нигде не встречал упоминаний об этом. Можно легко проверить, если поковырять ножичком между камнями. Я проверял - ковырял, блестит металл. Только, если кто решит проверять, то не все сразу, а то меня обвинят в “подстрекательстве”:)
Автор Vladko
Фотографии ckaiserca, Freedom Toast, brewbook
Читайте также:
Причуды памяти. Часть 1.
Причуды памяти. Часть 2.
Причуды памяти. Часть 3.
Хотите поделиться своими воспоминаниями? Пишите нам!
Copyright © 2007-2008 “Интересный Житомир” При использовании материалов с данного блога, следует спросить разрешения у автора. Сделать это можно через форму обратной связи.
19 мая 2008 г. в 12:05
Очень интересно, спасибо
2 июня 2008 г. в 10:06
спасибо за интересную статью. много нового узнал